Задать вопрос

Высокорентабельные мини-ЦБК на основе экструзивной химико-термомеханической массы из лиственной древесины.

 С момента зарождения в конце 19 столетия в последующие полутора сотни лет целлюлозное производство развивается по традиционному, так называемому оптовому, сценарию, присущему любой промышленности.

 Это постоянное увеличение единичной мощности оборудования с достижением более высокой производительности труда для получения максимального объёма товарной продукции. В конечном итоге, минимизируется себестоимость, повышается рентабельность и продукция имеет лучшую конкурентоспособность и ликвидность. Параллельно, как правило, реализуется доукомплектование основного производства другим оборудованием, что позволяет выпускать конечную продукцию с наивысшей добавленной стоимостью. От первых целлюлозных заводов сравнительно небольшой мощностью с выпуском товарной продукции объёмом 50-100 тыс. тонн в год (Сяський, Соломбальский, Выборгский, Кондровский, Слокский, Окуловкий, Новолялинский, Ингурский и т.д.), построенных в России в 20-50-е годы, до в последствии целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК) с годовым объёмом производства совокупной целлюлозно-бумажной продукции на каждом предприятии до 1 млн тонн (Архангельский, Котлаский, Кондопольский, Солекамский).

 С 50-х годов до конца 70-х годов перестали строить отдельные ЦБК, а только в составе лесопромышленных комплексов (ЛПК). Таким образом, были построены Братский, Сыктывкарский, Усть-Илимский. За исключением Байкальского и Амурского ЦКК средней мощностью (250 тыс. тонн) с выпуском специализированных видов целлюлозы (кордная и вискозная). В ЛПК на одной производственной площадке стремились применить все возможные на то время технологии с целью достижения комплексной, рационально и последовательно переработке древесины всего ствола дерева со стопроцентным использованием отходов. Для этого отходы первичной механической переработки пиловочника и фансырья служили полноценным высококачественным сырьем для химико-механической и химической переработки для получения плит и целлюлозы. Наиболее показателен самый крупный на то время в мире запущенный в 1964 году Братский ЛПК с проектных объёмом производства 9,8 млн кубометров древесины в год. В составе его на одной производственной площадке размером (???) размещены: лесной порт с водной, автомобильной и ж/д приемкой древесины (70 ж/д вагонов, 600 лесовозов в день) с древесно-подготовительным цехом и кучевым хранение щепы (до 0,5 млн кубометров в месяц), лесопильный, фанерный и плитный заводы, гидролизно-дрожжевой, лесохимический (пнёвый осмол), 2 целлюлозных завода (растворимой и сульфатной целлюлозы), картонный и хлорный заводы. Эти рядом расположенные заводы объединены инженерной инфраструктурой (вода, энергия, тепло, связь) с получением собственной тепловой и электрической энергией за счёт сжигания отходов от механической переработки древесины, а также химической переработки при регенерации чёрных щелоков в содово-регенерационных котлах и, разумеется, единые высокотехнологичные для всех заводов очистные сооружения. Таким образом, при достижении рекордных на то время объёмов производства, производилась конечная продукция с максимальной добавленной стоимостью. Помимо производственных достижений за счёт предприятия решались все социальные вопросы для работников, численность которых с семьями достигло 30 тыс. человек. Были построены жилье, больницы, детские сады, школы не только в самом городе Братске, но и в заново созданных 18 лесных посёлках. В современных ценах общие затраты составили около 4 млрд долларов США с достижением окупаемости 18 лет. В сегодняшних условиях российской рыночной экономики подобные строительства не под силу ни одному частному инвестору. Особо отметим роль помощи государства в создании необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе строительство дорог и мостовых переходов в арендованной лесосырьевой базе.

 После пуска последнего Усть-Илимского ЛПК в 1978 году в течение 42 лет предпринимались постоянно попытки начать строительство 26 ЦБК в различных регионах страны с разной степенью готовности проектов и разрешительной документации, но не один завод не был построен. Для четырёх проектов даже были выделены и закреплены в долгосрочную аренду лесосырьевые базы объёмом от 1 до 8 млн кубометров древесины (фирм Марубени, Сибирский лес, Полярная и Псковская). На сегодня в «сухом остатке» строительство только 3-ех проектов ЦБК: Свеза (Вологодская обл., гор. Череповец), Сегежа Групп (Красноярский край, гор. Лесосибирск, Лесосибирский ЛДК №1) и Банк «ВЭБ» (Красноярский край, гор. Богучаны, Краслесинвест) (см. табл. 1). Каждый из этих проектов ЦБК не отступает от принципа проектирования максимально возможного объема производства 1,3 млн тонн целлюлозы в год. Тогда для непрерывного лесообеспечения потребуется сырьевая база площадью не менее 10-12 млн гектар с ежегодной заготовкой не менее 9,5 млн кубометров из которых около 6 млн должны быть балансы и технологические дрова. Последние два проектируемых завода в Красноярском крае продолжают принципы создания лесопромышленного комплекса СССР, то есть будут размещены на производственных площадках действующих крупнейших лесопильных заводов. Проект Свеза ЦБК вызывает ряд вопросов, главный о лесоснабжении, так как балансы, технологические дрова и технологическая щепа из Вологодской области поставляются на Сяський, Архангельский, Котлаский, Светогорский, Сокольский целлюлозно-бумажные комбинат и три плитных завода. Появление в Вологодской области нового, объёмом 1,3 млн тонн с потреблением 5,5 млн кубометров древсырья для производства целлюлозы, проблематично. Однако, строительство трех заводов с выходом на проектную мощность займёт не менее 5 лет, да и расположены они точечной на территории страны.