Малотоннажные цеха ЭХТММ

Задать вопрос

Малотоннажные цеха ЭХТММ на лесозаготовительных и лесопильных предприятиях

  Это уникальная возможность получать максимальную прибыль с рентабельностью 40-52%.Технология ЭХТММ - чемпион из всех известных промышленных технологий в переработке балансов, дров и лесопильных отходов, причем непосредственно в районах заготовки древесины и на промышленных площадках лесопильных и деревообрабатывающих заводах.

  Вначале печальная статистика – средняя годовая рентабельность лесозаготовок в РФ – 1,9%, что можно назвать перманентным банкротством, т.е. беременностью без родов.

Причин много. Перечислим. Теплая зима и дождливое лето. Отсутствие развитой сети лесных дорог, дороговизна строительства и содержания их. Обязующие невозвратные расходы на лесовосстановление вырубленных площадей. Несоответствие таксационных показателей древостоев реальным запасам и их качественным характеристикам в арендованных лесосырьевых базах. Невозможность инвестирования в развитие производства через получение «длинных» и «дешевых» денег банковских кредитов. Инфляционные ножницы между стоимостью затрачиваемых ГСМ, электроэнергии, запасных частей на лесозаготовку и ценой реализации заготовленного древесного сырья. Чиновничий бюрократический беспредел, особенно в налоговой и контрольной сферах. Техническое состояние лесозаготовительной техники и дороговизна ремонта и обслуживания ее.

  Помимо вышеперечисленных обстоятельств низкой рентабельности, на наш взгляд, существует главный тормоз повышения ее в лесозаготовках и первичной переработки древесины. У большинства лесозаготовительных организаций нет возможности прибыльно реализовать так называемую «малоликвидную тонкомерную древесину» (балансы) и низкокачественную толстомерную с наличием гнили (технологические и топливные дрова), а также кусковые отходы от деревообработки и щепу от фрезернопильных агрегатов лесопильного оборудования. Объем этой древесины может составлять от 30% до 70% (с отходами) от объема заготовленной. Убыточная реализация этого сырья, как правило, происходит по цене ниже себестоимости, которая в среднем по России составляет около 1500 рублей за обезличенный кубометр.

 Элементарные расчеты показывают, что общее количество маломерной и низкокачественной древесины с отходами переработки пиловочника и фанкряжа составило в 2018 году порядка 140 млн м3 при объеме заготовок 239 млн м3 круглого леса всех сортиментов. Примечательно, что в балансе потребления заготовленного сырья куда-то пропало 29,8 млн м3 на сумму 44,7 млрд рублей. Это означает, что этот объем древесины в виде низкокачественной неликвидной древесины и древесных отходов остался гнить на лесосеках и свалках или часть его была сожжена. То есть в российском лесном комплексе потеряно 10% от возможной выручки в случае переработки этих категорий сырья.

  Наивысшую добавочную стоимость переработки балансов и технологических дров дает целлюлозно-бумажная промышленность. Доля ее во всех развитых лесопромышленных странах (США, Канада, Китай, Бразилия, Швеция, Финляндия и т.п.) составляет от 29% до 64% от объема ежегодных заготовок, а в России всего 6%. В нашей стране из 31 целлюлозного завода, работающих до 1990 года, осталось всего 18. В Китае работает около 1000. В РФ за последние 30 лет только в 2018 году достигли уровня производств целлюлозы 1989 года, тогда как в Китае сейчас производится около 70 млн тонн целлюлозы (в 1989 8,4 млн тонн). Российских новых целлюлозных заводов в новых лесосырьевых базах не построено за 40 лет ни одного. Последний, Усть-Илимский (Иркутская область), начал работать в 1978 году. Причина в том, что для строительства одного завода в новой лесосырьевой базе требуется от 2 до 2,5 млрд $ со сроком окупаемости 13-15 лет. Такие инвестиции, в условиях нашей экономики, невозможны. Поэтому из 26 проектов новых ЦБК за эти годы не реализован ни один.

  Любой целлюлозный завод – это своеобразный утилизатор маломерных балансов и низкокачественных технологических дров. Существующие целлюлозные заводы неравномерно распределены в лесоизбыточных регионах страны. В Карелии – 3, Ленинградской обл. – 3, Архангельской – 2, Вологодской – 2, Республика Коми – 1, Пермской – 3, Поволжье – 2, Свердловской – 1, Иркутской – 2. При этом, лесосырьевые базы, из которых снабжаются целлюлозные заводы, эксплуатируются от 40 до 90 лет, что приводит к их истощению. Отягчающим обстоятельством является дороговизна транспортных расходов, которые лимитируют безубыточность доставки тонкомерных балансов на 300-500 км, а технологических дров на 200-300 км. Фактически отсутствует возможность зарабатывать прибыль из-за невозможности выгодно продавать низкокачественную малоликвидную древесину, доля которой составляет от 30% до 60 % в вырубленных спелых и перестойных древостоях. Особенно это касается лиственной древесины и, в первую очередь, низкокачественной осины.

  В российском лесном комплексе никто и не подозревал, до последнего времени, что за рубежом широко применяется в целлюлозной промышленности малотоннажные технологии так называемой «экструзивной химико-термомеханической массы» (ЭХТММ) из маломерной и низкокачественной толстомерной древесины и древесных отходов. За последние 20 лет построено более 300 заводов, а в России в 2020 вводятся в действие только первые два завода по производству ЭХТММ. Данная технология имеет целый ряд технико-экономических преимуществ по сравнению с традиционным целлюлозным производством, производствами механических масс, плит и биотоплива (пеллеты и брикеты). Самое главное преимущество – высокая рентабельность производства от 40-52 % и низкий срок строительства и окупаемости завода (цеха) – 2-3 года. Следующие – экологически безопасна, небольшие объёмы инвестирования, неограниченная востребованность товарной продукции для производства бумаги и картона на внутреннем и внешнем рынке. Удельный расход древесины составляет 2,5-3 м3 на тонну продукции такой же как для пеллет, но цена реализации выше в 6 раз.

  Существующая линейка оборудования позволяет строить подобные заводы (цеха) непосредственно в местах заготовки или первичной переработки древесины. Поскольку сырьём является технологическая щепа наиболее выгодно строить такой цех на лесопильных заводах с фрезерно-брусующим оборудованием, где технологическая щепа образуется как отход непосредственно при лесопилении. Менее эффективно, но также выгодно строить такие цеха (заводы) в лесозаготовительных организациях с объёмом заготовок от 50 тыс. м3 или один завод для несколько рядом расположенных лесозаготовительных предприятий с объёмом переработки менее 50 тыс м3. Об экономической эффективности легко понять, если рассчитать цену реализации низкокачественного древесного сырья, которая составляет 13-14 тысяч рублей за один куб. метр, через цену реализации ЭХТММ.

  Выпускаемая заводами изготовителями линейка оборудования позволяет производить 20, 30, 50, 60, 100, 200 тонн ЭХТММ в сутки, или 7, 10, 17, 20, 35, 70 тысяч тонн ЭХТММ в год. Для этого потребуется перерабатывать 20, 30, 50, 60, 105, 210 тысяч кубометров малоликвидной древесины любых пород, но лучше всего осины. В таблице приведены полностью все технико-экономические показатели для всей линейке оборудования.

  В Санкт-Петербургском Государственном Лесотехническом Университете (СПБГЛТУ) создан Инновационный центр инжиниринга переработки низкокачественной древесины и отходов лесопиления который окажет всю необходимую помощь от заключения контрактов на изготовления оборудовании, продажа товарной продукции ЭХТММ на экспорт, выполнение проектных работ, поиск инвестирования и строительство заводов (цехов) производства ЭХТММ "под ключ”

  Сайт Инновационного центра : www.timberbusiness.ru